План по маркетингу, как маяк в океане, развеивает иллюзии и помогает двигаться по курсу к достижению целей бизнеса.
На основе плана по маркетингу возможно рассчитать необходимые ресурсы для достижения цели, сделать мотивацию для сотрудников отдела маркетинга, точными шагами двигаться к достижению цели, оперативно корректируя курс.
Как составить план по маркетингу
Существуют различные способы постановки плана по маркетингу, где за основу используются средние показатели за год или квартал, просто цифры с потолка или хотелки, самый объективный и справедливый план по маркетингу будет на основе целей бизнеса и «плана по продажам».
Для начала сделайте «план по продажам», если его еще нет, описал инструкцию. В случае если план по продажам есть, то переходите к следующему шагу.
Коротко про план по продажам
Определить финансовую цель бизнеса на год. Цель не должна быть занижена, а даже чуток завышена на 15−20% от прошлого года, если у вас есть данные прошлого года. Цель всегда на пределе возможностей, но при этом реально выполнима. Если вы знакомы с методологией SMART постановки целей, то используйте этот метод.
Сделайте декомпозицию цели на каждый месяц, разбейте по строкам: сколько выручки, сколько продаж и с ками средним чеком предстоит выполнить на каждый месяц. Если в бизнесе есть сезонность, то учтите что в пик сезона нужно делать план больше, а в несезон план меньше.
В результате должен получиться «план по продажам» на год в котором на каждый месяц с учетом сезонности спроса, рассчитали: сумму выручки, количество сделок и средний чек. Рассчитывать показатели желательно в разрезе по товарным группам, направлениям бизнеса, каналам сбыта, если ни есть.
Структура плана по маркетингу
Теперь можем рассчитать «план по маркетингу», опираясь на цели компании и декомпозированный «план по продажам».
В план по маркетингу нужно учесть следующие показатели:
- Понимать, долю новых клиентов от плана
- Количество заявок. План / Факт
- Среднюю стоимость лида (заявки).
Дополнительно можно поставить в план показатель качества лидов — для контроля и мотивации маркетологов.
Маркетинг косвенно влияет на эти показатели и по ним можно судить о качестве маркетинг активности.
- Рассчитайте какая доля плана по продажам должно лечь на новых клиентов, с маркетинга. Возможно у вас есть оптовые партнеры, постоянные клиенты или клиенты с ежемесячной абонентской платой.
- Рассчитайте сколько в среднем продаж от постоянных клиентов которые знают вашу компанию, доверяют они проходят напрямую в отдел продаж и покупают не касаясь маркетинга.
Например 30% от плана принесут постоянные клиенты, а 70% от плана ляжет на маркетинг.
Необходимое количество заявок
Для этого разделите количество сделок на среднюю конверсию отдела продаж и умножьте на 100. Например: Чтобы в Сентябре получить выручку 1 млн. рублей, нам необходимо 83 клиента со средним чеком 12 000 рублей. Средняя конверсия отдела продаж — 30%
Считаем: 83/30*100 = 277 лидов (заявок) маркетинг должен сгенерировать, а отдел продаж обработать этих лидов и с конверсией 30% сконвертировать в 83 сделки, со средним чеком 12 000, таким образом мы достигнем плана на месяц, и цели за год.
По теме: скачать шаблон плана по маркетингу
Рассчитываем стоимость лида
Если у вас есть финансовая модель бизнеса, то этот показатель уже должен быть рассчитан, возьмите данные с таблицы по расходам на маркетинг. В случае отсутствия фин. модели рассчитайте стоимость обращения.
Для расчета стоимости лида, нужно определить рекламный бюджет, сколько вы готовы тратить на маркетинг. Разделите рекламный бюджет на количество лидов и вы получите допустимую стоимость лида.
Например, вы готовы инвестировать в рекламу 800 рублей с каждой сделки с клиентом который оплатил. Чтобы получить 83 клиента, умножаем на бюджет 800р, ваш рекламный бюджет на месяц составит 66 400 рублей.
Будьте готовы к тому что вам предстоит потратить эту сумму на рекламу, если цикл сделки короткий, то начать можно с небольшой суммы, а далее восполнить рекламный бюджет с продаж. В случае когда цикл сделки более месяца, то нужно иметь запас рекламного бюджета на несколько месяцев вперед.
Чтобы рассчитать стоимость лида, разделите рекламный бюджет на нужное количество лидов 66 400 / 277 = 239 рублей, средняя стоимость заявки для вас допустима, можете поставить в план эту цифру.
Рекомендую проводить эксперименты, планово снижая стоимость лида или повышая вы будете получать клиентов разной теплоты и разный выхлоп от рекламы.
Показатели качества в плане по маркетингу
Продажи и маркетинг устроены таким образом, на что вы обращаете внимание, планируете или контролируйте то и получаете. Если в вашем плане по маркетингу будут запланированы только лиды и стоимость то есть риск получить тысячи лидов по низкой цене, только они будут холодными или не целевыми и не когда у вас не купят.
Поэтому необходимо обозначить минимальные пороги достижение KPI
На старте вы можете планировать допустимый % бракованных лидов, не целевых заявок от людей которые не имеют потребности в вашем продукте. Тем самым сделать стенку, что некачественных лидов может быть не более 20%
Для особо опытных можно поставить в план % конверсии из заявки в сделку. По этому показателю можно судить на сколько целевые и теплые клиенты генерирует маркетинг.
План по маркетингу также, как и план по продажам необходимо сегментировать по разным продуктам, направлениям и каналам продаж, потому что везде показатели будут разные.
Коротко о главном
Написать план по маркетингу не так сложно, результаты которые вы получите благодаря этому инструменту — уверен вас порадуют! Как использовать план по маркетингу для мотивации сотрудников отдела маркетинга, расскажу в следующих статьях.
Желаю вам высоких конверсий, и перевыполнение планов на 150%
Здраствуйте с кем я могу переговорить, можно узнать контакты лица кто у Вас принимает решения?
Или перезвоните мне сами.
С уважением Марина тлф 84959896371