Анализ конкурентов необходим, чтобы выявить актуальные тренды ведения профилей, вдохновиться интересными идеями, и исключить ошибки, найденные на страницах оппонентов. Приведем пошаговую схему анализа с примерами, которая позволит составить подробную картину о конкуренции среди Инстаграм-аккаунтов вашей сферы деятельности.
Поиск конкурентов
Если вы знаете своих прямых конкурентов в “лицо”, можете смело переходить к следующему пункту, и проанализировать их страницы. Если же вы хотите получить более полное представление о конкурентных аккаунтах, следует провести поиск, и добавить к анализу молодые и малоизвестные профили. Порой, за ними скрываются свежие идеи и креативные подходы. И так, как искать конкурентов:
По ключевым словам
Введите в строку поиска ключевое слово, характерное для вашей ниши. Например, “мебель Челябинск” или “торты Казань”. Нажмите на раздел “Аккаунты”, и Инстаграм покажет вам топ страниц с указанными ключами.
По хэштегам
Укажите в поисковой строке теги, которые часто используются в вашей нише, и перейдите в раздел “Метки”. Социальная сеть отфильтрует посты, где встречаются заданные хэштеги. По ним вы легко перейдете на страницы конкурентов.
Через сервисы
Воспользуйтесь онлайн-программами для автоматического поиска конкурентов. Системы в считанные секунды соберут список аккаунтов по вашим параметрам (ключам или тегам), и сэкономят время на ручной поиск.
Название сервиса | Стоимость |
Инсташпион | От 690 руб/мес |
Instahero | От 99 руб/мес + ПРОМОКОД: 5IRSZVP |
Publer | От 1999 руб/мес |
Livedune | От 400 руб/мес |
Iconosquare | От 2269 руб/мес |
Анализ оформления профиля
Первым делом при посещении страницы клиент смотрит на визуал. Он должен быть стильным, гармоничным, выстроенным в едином стиле. Расскажем на какие компоненты следует обращать внимание в оформлении.
Вам также может быть интересно: 7 идей как грамотно оформить шапку в инстаграм
Аватар
Посмотрите, что изображено на главном фото: логотип компании, стоковая картинка или снимок владельца аккаунта. Хорошим тоном считается уникальный аватар без мелких деталей и нечитаемых букв, если это фотография человека — приветствуется лицо крупным планом на светлом фоне. В целом аватарка должна вызывать прямую ассоциацию с видом деятельности, и сочетаться с остальным оформлением профиля.
Описание
Изучите текст в БИО: как позиционирует себя конкурент, как описывает свою деятельность, какие выгоды предлагает клиенту, какие характеристики товаров или услуг выставляет в качестве продающих. Из описания должно стать понятно, чем занимается компания, и чем она уникальна.
Ссылки
Проверьте, оставляет ли бренд ссылки на официальный сайт или мессенджеры для связи с клиентами. Наличие последнего часто является решающим для совершения покупки со стороны пользователей, так как оформление заказа через WhatsApp многие считают более безопасным, чем посредством Direct.
Хайлайтс
Обратите внимание, имеются ли в профиле закрепленные истории, на какие разделы они разделены, как оформлены обложки. В вечных сторис клиент должен найти всю необходимую информацию о ценах, способах заказа и оплаты, режиме работы, мнениях клиентов о бренде.
Лента
Посмотрите, что используется в качестве публикаций: уникальные фотографии, стоковые изображения или тексты на подложках. Если это фото, какого они качества — профессиональные из фотостудии или сделаны на коленке на телефон. Оцените цветовое решение, просматривается ли общий стиль обработки, соблюдаются ли правила раскладки.
Анализ контента
Встречают по одежке, а провожают по уму. В переводе на язык Инстаграм “провожают” аккаунт, а вернее остаются в нем, исходя из контентного содержания. Профиль может иметь умопомрачительный визуал, но в этом не будет никакого смысла, если под красивыми картинками не окажется полезной и ценной для клиента информации.
Посты
Первым делом почитайте тексты публикаций в ленте, и обратите внимание на следующие моменты:
Актуально по теме: Как написать пост-знакомство в Instagram: 17 примеров
Рубрики
Определите, о чем пишут конкуренты, есть ли разделение на тематики. Например, новости, истории клиентов, кейсы, за кадром. В какие дни и время публикуются эти рубрики, возможно, каждой из них отведен свой день недели. Как разделяются посты по темам: с помощью уникальных хэштегов, раскладки (когда каждой рубрике отведена отдельная колонка в ленте), выделения цветом, или подписей на фото.
Структура и стиль
Проверьте структурирование текста: наличие заголовков, разделение на абзацы, использование эмодзи. Оцените стиль написания, в какой форме происходит повествование: разговорной или деловой, с применением узкоспециализированных терминов.
Хэштеги
Посмотрите, сопровождаются ли тексты тематическими хештегами. Если да, определите какие они: низкочастотные или среднечастотные, описывают вид деятельности или территориальные признаки, возможно вы заметите только уникальные брендированные отметки. Также обратите внимание на количество используемых тегов и места их расположения: в тексте, в конце поста, в комментариях.
Периодичность постинга
Определите, как часто обновляются посты, прослеживается ли расписание постинга (конкретные дни недели, или временные промежутки), оцените охваты, исходя из времени публикации.
Актуально по теме: Когда лучше публиковать пост в Инстаграм: 7 советов по времени
Истории
После анализа постов, перейдите к историям, выложенным за последние сутки. Для получения достоверных результатов необходимо просматривать сторис конкурентов хотя бы в течение нескольких дней.
Формат
Изучите, какие публикуются истории: в формате говорящей головы, в виде текста в режиме автора, текста на фоне фотографий или видео. Прослеживается ли смысловые переходы от сторис к сторис, или каждая из них вещает про разные не связанные между собой вещи.
Содержание
Поймите, о чем рассказывают истории, определите наличие тематических рубрик. Например, отзывы, обзор новинок, процесс упаковки товаров, сторис без смысловой нагрузки (да, и такие бывают).
Интерактивы
Обратите внимание, используют ли конкуренты наклейки. Например, опросы, викторины, слайдеры и прочее. Оцените, насколько часто это происходит. Как известно, наклейки повышают количество взаимодействий с историями, а значит улучшают общую статистику профиля. Поэтому этот инструмент часто используется на страницах, которые заботятся о продвижении и развитии.
Частота публикаций
Просматривайте истории конкурентов несколько дней подряд, определите, какое количество сторис в сутки выходит, с каким временным промежутком. Это даст понимание того, насколько профиль находится на виду у зрителей, и побуждает к покупкам.
Анализ активности
Бывает, что аккаунт грамотно оформлен, содержателен по контенту, но имеет мало подписчиков. Также встречаются профили без должного визуала, с фотографиями без малейшего описания, но с внушительными цифрами в графе фолловеров. В таких ситуациях важно правильно распознать “истинное лицо” профилей, и уловить наличие накруток.
Подписчики
Проверьте качество аудитории. Сделать это можно вручную или с помощью специальных сервисов, например, Livedune. Увидеть накрученных подписчиков очень просто, даже невооруженным глазом: это или арабы, или пустые фейки, с огромным количеством подписок и мизерным числом подписчиков.
Лайки
Оцените соотношение подписчиков и лайков. С точки зрения конверсии, положительных отметок под постами должно быть примерно 10% от числа фолловеров. Если вы видите постоянный явно завышенный результат, значит лайки накручены.
Комментарии
Почитайте комментарии под постами, и обратите внимание на их количество. Если текст не провокационный и не конкурсный, комментариев к нему, как правило, в 2-3 раза меньше, чем лайков. Большое число говорит о накрутках. Их можно распознать и по содержанию. Фейки обычно ограничиваются оставлением смайла или пары незамысловатых фраз, типа “вау”, “круто”, “у вас красивый аккаунт”. Живые комменты всегда осознанные, конструктивные, выражают отношение подписчика к написанному тексту, или содержат вопросы по продукту.
Анализ клиентоориентированности
Важный момент, на который обязательно следует посмотреть — это то, как конкуренты общаются с клиентами. Если этому фактору не отводится должное внимание в конкурентном аккаунте, вы сможете легко переманить потенциального покупателя в свой аккаунт, где лояльно относятся к каждому новому подписчику.
Ответы на комментарии
Оцените, насколько быстро менеджеры отвечают на вопросы в комментариях. Оптимальная скорость ответа в течение часа. Быстро ответить не всегда достаточно, не менее важно сделать это вежливо, и в полном объеме.
Общение в Direct
Напишите сообщение конкуренту в Direct с личной страницы в роли клиента, и засеките скорость ответа. Опять-таки, оптимальное время — час. Обратите внимание на манеру общения в переписке, как вам отвечают на вопросы, как выявляют ваши потребности, как обрабатывают возражения, как подогревают к покупке.
Анализ продвижения
В завершении работы с конкурентным аккаунтом, проанализируйте методы его продвижения. Это поможет выявить эффективные способы рекламы в вашей нише, и найти интересные решения.
Рекламные объявления
Просмотрите, какие рекламные посты запущены у конкурентов. Для этого в их профиле перейдите в раздел “Информация об аккаунте”, и нажмите “Активные объявления”. Изучите, какие товары продвигаются, какие УТП используются, какое количество лайков и комментариев набирают платные объявления.
Отметки блогеров
Изучите, через каких блогеров продвигается бренд. Сделать это можно, перейдя в раздел “Отметки аккаунта”. Часть отметок окажется отзывами клиентов, а часть — рекламными упоминаниями. Проанализируйте, в блогах какой тематики рекламные посты находят максимальный отклик, и возьмите эту информацию на заметку.
Акции/конкурсы
Просмотрите, какие конкурсы, розыгрыши и акции проводятся на странице конкурента. Как часто в аккаунте запускаются маркетинговые мероприятия, и как изменяется при этом активность под постами, какой тип конкурсов “заходит” аудитории больше всего.
Коротко о главном
Анализ конкурентов — важная составляющая для формирования стратегии продвижения и позиционирования бренда в социальных сетях. Он поможет:
- Определить конкурентные преимущества продукта;
- Оптимизировать уникальное торговое предложение;
- Выявить эффективные каналы продвижения;
- Составить контент-план с учетом актуального времени постинга и популярных тематик;
- Понять, как правильно коммуницировать с аудиторией;
- Сформировать маркетинговый план продвижения.
Напоследок приведем несколько советов по проведению конкурентного анализа:
- Фиксируйте идеи, которые кажутся вам свежими и интересными, чтобы в дальнейшем на их основе создавать свои уникальные фишки.
- Записывайте слабые стороны конкурентов в чек-лист, и проверяйте наличие указанных ошибок в своем профиле.
- Разбирайте во время одного анализа не менее 10 аккаунтов, чтобы получить наиболее полную картину происходящего на рынке.
- Проводите анализ, как минимум, раз в полгода, чтобы всегда владеть актуальной информацией о конкурентах, и не пропускать развитие молодых компаний.
- Используйте сервисы автоматического анализа для получения детальной статистики по конкурентам и экономии собственного времени.
- Используйте шаблон для анализа конкурентов в инстаграм — таблицу, ее можно скачать по ссылке в начале статьи.
Спасибо за таблицу для Анализа
Кардинал Юридические услуги, Используйте с пользой 😉